Извините, Ваше браузер не поддерживается. Пожалуйста, обновите браузер и возвращайтесь!

+7(812) 925-58-70

МЕТОДИКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ

Очевидно, что способности маленьких детей к обучению поистине безграничны. С каждым годом родители проявляют все больший интерес к различным методикам раннего развития. А таких методик в современном мире существует большое множество. Из них, пожалуй, наиболее известны и успешно проявившие себя это методики Марии Монтессори, Глена Домана, Никитиных, Масару Ибука, Зайцева и др. Благодаря применению этих методик ребенок практически с младенчества может научиться считать, читать и даже плавать на длительные дистанции. Методик много, но Ваш ребенок – это Ваш ребенок, он единственный и неповторимый, и хочется не потеряться среди разных систем и методик, а выбрать именно то, что наиболее подходит для Вашего малыша, исходя из его особенностей характера и индивидуальных особенностей. Рассмотрим вкратце основные, из множества существующих, методик раннего развития детей, хорошо себя зарекомендовавших для развития малышей.

 

Система Марии Монтесорри

Представьте себе, что Ваше чадо размазывает грязь, пробует вытирать пыль со стола, разводя огромные лужи на этом столе, а уж если ребенок начинает мыть посуду, то тут и вовсе он за пять минут может устроить настоящий потоп!.. Редко у кого из мам хватает терпения. Конечно, легче все это сделать маме самой – и помыть посуду, и вытереть пыль со стола. Но что в итоге? Ребенок понимает, что его действия, не находящие поддержки со стороны взрослых, бессмысленны. И у него пропадает стимул быть самостоятельным.

Ребенок, согласно системе Марии Монтесорри, должен развиваться самостоятельно, проявлять свои интересы и удовлетворяя их. Нельзя делать что-то за ребенка, не надо показывать ему пример, как надо делать.  Надо проявить терпение, труд и помочь малышу осознать, что он – личность, способная решать вопросы самостоятельно.

Основной постулат системы Монтесорри – «помоги мне сделать это самому!». То есть самое главное – это помочь ребенку самостоятельно прийти к решению задачи, которую он сам же себе и поставил. Представьте, у малыша из рук выпадает на пол стеклянная ваза, разлетаясь вдребезги, на мелкие кусочки, а вода разливается по всему полу. Малышу самому очевидна совершенная им ошибка, он искренне расстроен случившимся и педагогу нет необходимости наказывать ребенка.

Отличительная черта методики Монтессори – это педагогика без наказаний. Наказания вызывают у ребенка забитость, агрессивность, озлобление, неуверенность в своих силах.

Еще является важным создание для ребенка специальной «подготовленной среды» - все материалы, игрушки, разные предметы находятся в абсолютной доступности, на высоте роста маленького человечка. И ребенок чувствует себя здесь своим, в своей стране, а не лилипутом в стране великанов.

 

Обучающих материалов для этой системы множество. Ребенок смотрит на игру, включается в процесс, ставит самостоятельно цели, достигает их, иногда обнаруживает ошибки в своих действиях и пытается исправить их. Замечательным примером является игрушка «Сортер» - у ребенка в распоряжении определенные фигуры, которые он пытается вставить в соответствующие отверстия.

 

Система Никитиных

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины создали свою систему раннего развития.

Самый основной принцип – невмешательство в развитие, а лишь помощь и поддержка. В этом много общего этой системы с системой Монтессори, но есть, конечно, и различия.

В системе Никитиных очень важна совместная работа родителей (или педагогов) и детей. В процессе совместных занятий происходит ценный для развития обмен мнениями, завершенность процесса, полученный результат дарит общую радость. Между всеми участниками игр и занятий налаживаются теплые доверительные отношения.

Эта система основана на множестве развивающих игр. Такие игры активизируют процесс мышления малышей. Дети самостоятельно создают в играх разнообразные, более сложные задачи. У малышей развиваются способности, которые заложены природой. В таких играх, как уже было сказано выше, необходимо участие и взрослых. 

Одна из наиболее популярных игра по методике Никитиных представляет из себя следующее. Ребенок должен ознакомиться и запомнить ряд геометрических фигур. На следующем этапе он рисует эти фигуры, а затем составляет более сложные образы из кружочков, овалов, квадратов разных размеров, например, какое-нибудь животное, дом, и т.д. У малыша развивается образное мышление, понятие перспективы, пропорции.

Все же в этой методике есть слабые места. Она имеет слишком узкую направленность. Лучше всего применять эту систему в комплексе с другими. Тут уместно добавлять, к примеру, и игрушки Монтессори, и карточки Домана, и, так называемые, «Кубики Зайцева».

 

Методика Зайцева

Лепет маленького человечка не похож на язык взрослых – он без четкого произношения, непонятный. Зайцев использовал в своем подходе именно эти особенности развития речи у детей.

«Кубики Зайцева» - это не просто кубики с нарисованными на них буквами, как были у нас в детстве. Нет, такие кубики имеют не только разный цвет и размер, но даже и  звучат по-разному. Так, например, на кубиках, из которых слышен звон металла (внутри находятся металлические части) написаны звонкие согласные. Такие кубики синего цвета. Если ребенок слышит шелест кусочков бумаги из недр кубика, то это шипящие согласные. А цвет у этих кубиков – коричневый. Если кубик большой, то согласный в слогах произносится твердо и  т.д.

В общем «Кубики Зайцева» обучают ребенка не только алфавиту, но и произносить слоги, складывать слоги в слова. Согласно системе Зайцева единица произношения называется «складом», то есть склад – это слияние согласных и гласных звуков в различных вариациях. Именно такие склады и обозначены на кубиках.

Конечно, в такой игре нужна помощь взрослых. Но ребенок быстро разбирается сам, что к чему. И годовалый ребенок быстро начинает четко и правильно говорить, а трехлетний малыш всего за несколько занятий осваивает чтение!

 

Методика Глена Домана

Она одна из самых эффективных, хотя, как и у любой, пусть даже самой эффективной теории, находятся всегда не только поклонники, но и оппоненты. Изначально система разрабатывалась для малышей, отставших в развитии. Но сейчас она повсеместно применяется и для относительно здоровых детей.

В основе системы – зрительное восприятие. Ребенок видит на одной стороне картонной карточки рисунок, обведенной рамкой. А под рисунком – наименование изображения, написанное крупными буквами красного цвета. Красный цвет сильнее раздражает рецепторы глаз, воздействуя на кору головного мозга, способствует более быстрому запоминанию информации. Существуют специальные наборы карточек собранные по темам, со словами разной сложности. Все просто: в течение одной секунды малыш смотрит на карточку, а взрослый называет ему предмет. Через несколько занятий ребенок сам начнет  безошибочно отгадывать, что изображено на картинке. Так можно обучать ребенка и чтению, и счету. Методика Глена Домана куда шире, чем использование карточек. Она сильная, направленная на всестороннее развитие и, что самое главное, вызывает интерес у детей. Рассматривать красивые яркие картинки любой малыш будет с радостью.

 

Методика Масару Ибука

Методика раннего развития Масару Ибука популярна не только в Японии, но и во всем мире. Согласно его теории, маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно!

По мнению Масару Ибука,  в возрасте двух-трех лет ребенок может освоить с легкостью, без особых усилий то, что в дальнейшем будет даваться ему с трудом, или не сможет вообще. В своей нашумевшей книге «После трех уже поздно» Масару Ибука пишет о том, что развитие максимум возможностей заложено в ребенке до трех лет, именно это период очень интенсивного роста мозга. В этом возрасте формируются основы характера ребенка, его поведения в обществе.

То, что взрослые осваивают с черепашьей скоростью, детям дается почти мгновенно. У взрослого человека появляется лень, желание отложить «на потом» процесс обучения чему-то новому, а детям не знакомо это чувство - если им интересно, они готовы учиться всегда.

В этом возрасте время начинать учить ребенка не только чтению, логическому мышлению, но и уделять время занятиям иностранными языками, обучению игре на скрипке или фортепьяно. Ребенок играючи осваивает эти, казалось бы, сложные навыки.

Ибука Масару считает главным в воспитании ребенка – среду, в которой он существует с рождения. Словно губка, малыш впитывает новую информацию, знания, умения, поэтому его запросто можно обучить творческому мышлению, плаванию, музыке, иностранным языкам.

И,  что особенно подчеркивает в своей книге Ибука Масару, - это то, что нужно подкреплять интерес ребенка. Нужно своевременно увидеть, распознать интерес и склонность ребенка к какому-либо виду деятельности, то есть главное –  введение нового опыта вовремя.

Зачастую интерес перерастает в увлечение, увлечение становится хобби, а может даже и профессией. А любимая работа, профессия в дальнейшем делает человека счастливым, предоставляет максимум возможностей для самореализации. Поэтому не упускайте эту возможность, и пока ваш ребенок подрастает – дайте ему шанс проявить себя в различных областях.

 

Выше были рассмотрены вкратце лишь несколько методик раннего развития. Существует также множество и других.

 

Не ставьте главной целью увидеть в будущем своего ребенка гением. Гонка за быстрым результатом может привести к существенной перегрузке ребенка, а демонстрация результатов направо и налево талантов вашего малыша может легко испортить характер ребенка. Всегда нужно знать меру. И, выбирая ту или иную методику, следует быть критичным, не надо брать все методы слепо и без оглядки. В каждой из методик есть что-то  наиболее подходящее Вашему малышу и Вам, а что-то не очень. Иногда некоторые принципы и методы из разных методик удобнее комбинировать, применять в комплексе.

 Доверяйте своей родительской интуиции, помните, что каждый маленький человечек – это действительно Личность, и всегда нужен индивидуальный подход к каждому малышу.

 

 

Новости

07.05.2018

Вокруг света за 10 дней!
Приглашаем юных любознательных человечков от 6 до 9 лет в увлекательное познавательное путешествие "Вокруг света за 10 дней"!

29.03.2018

Дорогие друзья!
Спешим сообщить вам, что у нас по субботам проходят групповые занятия по "СКАЗКОТЕРАПИИ" для детей от 4 до 7 лет!!!

Задать вопрос